Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Статьи » Бытовые отходы - чья ответственность?
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт

Все привыкли считать, что сбор и вывоз бытовых отходов, образующихся в квартирах, частных домах и дачах граждан - исключительно забота коммунальных служб. Но, если внимательно изучить законодательство, то обнаружится, что обязанности и ответственность граждан при обращении с бытовыми отходами прописаны даже на уровне Конституции.

Граждане обязаны собирать отходы раздельно и выбрасывать только в санкционированных местах!Статья 55 Конституции Республики Беларусь гласит: «Охрана природной среды - долг каждого». А Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года № 271-З «Об обращении с отходами» является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения связанные с отходами.

В соответствии с этим Законом к отходам потребления относятся отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности. Статья 17 Закона гласит, что коммунальные службы, обслуживающие жилые дома, ОБЯЗАНЫ создавать производителям отходов потребления условия для раздельного сбора отходов (ставить специальные контейнеры), а жильцы, если условия созданы, ОБЯЗАНЫ собирать отходы раздельно. Таким образом, если в вашем дворе стоят контейнеры для сбора пластиковых бутылок, вы обязаны выбрасывать ваши пластиковые бутылки именно в эти контейнеры. Запрещается несанкционированное извлечение из контейнеров для раздельного сбора собранного в них вторичного сырья и размещение в них, не разделенных на виды коммунальных отходов. Если же контейнеров для раздельного сбора нет, то формально вы не нарушаете закон. Исправиться должны коммунальщики, обязанность которых создать вам условия - установить контейнеры.  

Все коммунальные отходы, образующиеся на территориях населенных пунктов (городов и деревень), подлежат сбору и удалению в соответствии с районными схемами, в которых указываются санкционированные места хранения и захоронения отходов. Несанкционированное размещение отходов в окружающей среде и их самовольное захоронение запрещены.  В соответствии с утвержденной Инструкцией по организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов собственники отходов обязаны включить свой земельный участок, расположенный в границах территории, на которой осуществляется санитарная очистка, в общую систему сбора коммунальных отходов, и заключить на платной основе договор на вывоз отходов. Кроме того собственники отходов должны содействовать их использованию, стремиться к образованию отходов в минимальном количестве и по возможности компостировать органические составляющие.  

Собственники отходов потребления при невозможности их использования в соответствии с требованиями, установленными законодательством, обязаны доставить отходы в санкционированные места хранения отходов - для этого созданы площадки временного накопления отходов и миниполигоны.  При этом необходимо отметить, что большой проблемой является выбранная стратегия по обращению с отходами сельских населенных пунктов - для их захоронения «создано» 4000 миниполигонов. В реальности «создание» многих таких миниполигонов заключалось в банальной легализации существовавших ранее свалок, путем занесения их в реестр и установки информационных стендов. Экологическая безопасность на многих миниполигонах не обеспечена. Таким образом экономятся средства на строительство и эксплуатацию современных более безопасных полигонов, а также на транспортировку отходов к крупным централизованным полигонам. И одновременно по всей стране создается обширная сеть бомб замедленного действия.

При этом опыт зарубежных стран показывает, что для обеспечения экологической безопасности и экономической эффективности полигоны должны быть большими, построенными по наилучшим технологиям, а их количество сведено к минимуму.  

Если вы выявили на своем земельном участке чужие отходы и не заинтересованы в обращении их в свою собственность, то вы обязаны в течение пяти календарных дней со дня выявления отходов сообщить в письменной форме об их выявлении в местные органы власти, которые обеспечат сбор и удаление этих отходов. В противном случае вас, как пользователя земельного участка, признают собственником отходов со дня их выявления государственными органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области обращения с отходами (ст. 3 Закона «Об обращении с отходами»).

Эти отходы нельзя выбрасывать в общие контейнеры!

Не все отходы можно выбрасывать в общие контейнеры для сбора бытовых отходов. Согласно Инструкции по организации раздельного сбора, хранения и перевозки коммунальных отходов существуют так называемые исключенные коммунальные отходы.  

Перечень исключенных коммунальных отходов утверждают местные органы власти с учетом рекомендуемого перечня Министерства ЖКХ. В рекомендуемый перечень входят: батарейки и аккумуляторы, ртутные и люминесцентные лампы, термометры, элементы радиоэлектронной аппаратуры, аэрозольные баллончики, медицинские отходы, минеральные масла, лаки и растворители, пестициды, неочищенная тара из-под них, отходы от обрезки (рубки) зеленых насаждений, строительные отходы, крупногабаритные отходы, лом черных и цветных металлов, автомобильные шины.  

Размещение в общих контейнерах для коммунальных отходов исключенных отходов запрещено. Порядок их сбора и перевозки определяется местными органами власти по согласованию с территориальными органами Минздрава. Запрещается также заполнять контейнеры сверх установленного объема и веса, наполнять их крупногабаритными отходами и предметами, снегом, льдом, горящими, тлеющими или горючими отходами, уплотнять и сжигать отходы в контейнерах.  

Строительные отходы, мебель, крупные бытовые приборы нужно складывать рядом с контейнером или на специально организованной площадке. А вот для веществ содержащих опасные вещества (батарейки, ртутьсодержащие лампы, медицинские отходы) до сих пор не созданы системы сбора и безопасной утилизации. Они попадают в контейнеры и отправляются на захоронение с другими отходами. При этом согласно «Положения о порядке учета, хранения и сбора ртути» прием от граждан ртутьсодержащих отходов, неисправных или морально устаревших бытовых приборов, содержащих ртуть, должно осуществлять государственное объединение «Белвтормет». Должно, но пока не осуществляет. Похожая ситуация в настоящее время и с батарейками, и с бытовой техникой.

Это можно сдать!

В соответствии со ст. 4 Закона «Об обращении с отходами» одним из основных принципов в области обращения с отходами является приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению. Кроме того статья 25 Закона гласит, что захоронение вторичных материальных ресурсов запрещается. 

В Беларуси вторичное сырье (в составе отходов потребления) заготавливается в системе раздельного сбора коммунальных отходов, а также закупается у населения в заготовительных пунктах. Различными правовыми актами и стандартами установлены виды закупаемого у населения вторсырья, а также требования к ним. Традиционными видами вторичного сырья у нас являются металлолом, макулатура, стекло, полимеры, текстиль. Закупку у населения вторсырья производят различные организации. Адреса приемно-заготовительных пунктов вторичных ресурсов в вашем населенном пункте вы можете найти, например, на сайте ГО «Белресурсы» - организации ответственной за координацию и использование вторичного сырья (см. на сайте

Заготовку металлолома могут осуществлять организации ГО «Белвтормет», ГО «Белресурсы», Белкоопсоюз. Не все отходы содержащие металлы могут быть сданы на металлолом, а лишь те, которые входят в утвержденный Перечень предметов из черных и цветных металлов, закупку которых разрешено производить у населения в качестве металлолома.Установлены также закупочные цены на вторсырье, в целом они довольно низкие, не стимулирующие граждан активно посещать приемно-заготовительные пункты.

Куда выбрасывать отходы в садоводческих товариществах и гаражных кооперативах?

Если обращение с бытовыми отходами в городах в основном организовано, то в садоводческих товариществах люди, зачастую не имея альтернативы, вывозят отходы в лес либо сжигают их на своих приусадебных участках. При этом согласно ст. 21 Закона «Об обращении с отходами» отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, которые разрабатываются и утверждаются органами управления данных кооперативов.  

Постановлением Минприроды от 22 ноября 2007 г. №90 было установлено, что садоводческие товарищества и гаражные кооперативы обязаны разработать, согласовать и утвердить схемы обращения с отходами до 1 июня 2008 г (впоследствии срок был перенесен до 1 августа 2009 г.), а также заключить договоры на вывоз отходов со специализированными организациями. Этим постановлением также утверждена Инструкция о порядке разработки таких схем. Схема обращения с отходами должна включать в себя план расположения потребительского кооператива, с обозначением мест сбора и временного хранения отходов, сведения о порядке сбора и удаления отходов, количестве установленных контейнеров, периодичность вывоза отходов и сведения о договорах на вывоз, наименование объектов захоронения (обезвреживания) отходов и их месторасположение и другие данные. 

Минздрав предупреждает: сжигать нельзя!

Весь дачный сезон и особенно с наступлением осени клубы дыма тянутся над дачными поселками и деревнями - люди предают огню скопившиеся у них бытовые отходы и садовые остатки - и при этом нарушают законодательство. При сжигании отходов в атмосферу попадают чрезвычайно токсичные стойкие органические загрязнители - диоксины. 

Пункт 16 СанПиНа ("Санитарные правила и нормы содержания территорий") гласит: «ЗАПРЕШАЕТСЯ СЖИГАНИЕ на территории поселений, в том числе садоводческих товариществ, твердых бытовых (коммунальных) и растительных отходов». А в пункте 75 говорится, что "В период листопада опавшие листья необходимо своевременно убирать. Собранные листья следует вывозить на специально отведенные участки либо на поля для компостирования. СЖИГАТЬ ЛИСТЬЯ на территории жилой застройки, в скверах и парках ЗАПРЕЩАЕТСЯ". 

Ответственность за нарушение законодательства об отходах!?

Согласно ст. 99 Закона «Об охране окружающей среды» нарушение экологического законодательства влечет применение мер дисцип линарной, административной и уголовной ответственности.  Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение. В соответствии со статьей 15.63 Кодекса об административных правонарушениях нарушение законодательства Республики Беларусь об отходах влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин (а на юридическое лицо - до тысячи базовых величин). Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности строительными и бытовыми отходами, согласно ст. 15.30 КоАП влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин (а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин).  

За нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена также и уголовная ответственность. Так статья 275 Уголовного кодекса РБ говорит, что загрязнение леса строительными и бытовыми отходами, либо отходами производства, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение может наказываться общественными работами, штрафом, арестом на срок до трех месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет. А в Статье 278 УК РБ говорится, что нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо заведомо создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей или природной среде может наказываться общественными работами, штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительными работами на срок до одного года или арестом на срок до шести месяцев. 

Стоит заметить, что на практике многие из вышеуказанных норм не работают - люди не осведомлены об их существовании и зачастую выполняют их, только если это не требует значительных усилий. Случаи привлечения физических лиц к ответственности за нарушение законодательства об обращении с отходами также крайне редки. Поэтому очевидно, что проблему коммунальных отходов одними лишь штрафами и наказаниями не решишь. И мотивацией к изменению поведения должны быть не страх ответственности, а осознание проблемы и понимание своего личного вклада в сохранение окружающей среды.

 

 

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ