Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Статьи » Совершенствование системы обращения с отходами на основе зарубежного опыта
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт

В большинстве стран Европейского Союза работа с отходами строится на основе соответствующих Директив Европейской Комиссии и национального законодательства. Директивы устанавливают, в основном, порядок обращения с отходами, национальные правительства (или Министерства охраны окружающей среды) устанавливают целевые показатели извлечения вторичных материальных ресурсов по тому или иному виду отходов (металл, пластик, картон, бумага, стекло). Основная цель, к которой стремятся национальные правительства - свести количество захораниваемых отходов к минимуму, или ноль отходов. В некоторых странах Евросоюза (например, в Швеции) такая цель должна быть достигнута к 2020 году. При этом размещение на полигонах отходов, способных при утилизации произвести  энергию (сгораемых) запрещено с 2002 года. Органические отходы, пригодные для производства компоста или биогаза, запрещены к размещению на полигонах с 2005 года.

В Швеции последовательно возрастали и в настоящее время установлены следующие целевые показатели по сбору для целей повторного использования различных видов упаковки:

  • ПЭТ-тара - 90%;
  • Алюминиевые банки - 90%;
  • Стеклянная тара - 70%;
  • Картонная упаковка - 70%;

Высшим приоритетом в работе с отходами является предотвращение их образования, для чего одним из важнейших условий при проектировании продукции и технологического процесса является его малоотходность, в том числе касательно тары и упаковки. Следующим приоритетом является повторное использование (например, оборотная тара), затем - переработка (в том числе сжигание с получением энергии) и, наконец, конечное захоронение, которое составляет около 10% от всего потока отходов.

Бремя организации работы с отходами в странах ЕС возложено, в основном, на плечи производителей, так как и упаковка ранее, так и сама продукция позднее, становятся отходами. Этот подход назван расширенной ответственностью производителя (РОП).

Этот принцип зафиксирован в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007г. № 271-З, однако лишь частично осуществляется на практике по отношению к ПЭТ-упаковке и резиновым шинам и покрышкам.

Осуществление принципа РОП на практике происходит за счет образования производителями или импортерами того или иного вида продукции ассоциаций (дочерних совместных организаций), управляющих процессом на всех его стадиях - организация сбора, транспортировки, подготовки, переработки и реализации готового вторичного ресурса. Одним из важнейших сопутствующих данному процессу мероприятий считается информационная и образовательная деятельность, которую также осуществляют данные ассоциации. Со стороны государства, как отмечено выше, устанавливаются лишь целевые показатели сбора и переработки вторичных ресурсов по видам.

Принцип РОП распространяется также на продукцию и ее упаковку, имеющую опасный для окружающей среды характер (батарейки, краски, растворители, люминесцентные лампы, компьютерная техника, картриджи и др.)

Экономическую основу принципа РОП составляет т.н. «депозитная система», которая и позволяет организовать работу всей системы экономически выгодной.

Значительная доля затрат в области обращения с отходами финансируется населением. При этом плата может быть дифференцирована в зависимости от количества отходов, образующихся в семье, периодичности вывоза, уровня сортировки отходов. В плату для населения входит финансирование всего процесса обращения с отходами (оплата сбора, вывоза, переработки, а также расходы на управление и инвестиции)

В странах Евросоюза широко применяется стимулирование рынка вторичного сырья за счет законодательных и экономических механизмов:

  • Налоги на использование первичного сырья в случаях, если возможно использовать вторичное сырье;
  • Требования по обязательному использованию вторсырья при производстве новых товаров (в процентах), льготное кредитование таких производств;
  • В системе госзакупок и госзаказа предусматриваются преимущества для предприятий и организаций, производящих или поставляющих товары и продукцию, производимые из вторичного сырья или с использованием вторсырья;
  • Выделение субсидий переработчикам отходов.

Муниципальные организации, отвечающие за работу с отходами, образующимися у населения, также активно заняты извлечением вторичных ресурсов, т.к. обязаны соблюдать требования упомянутых европейских Директив по работе с отходами. При организации работы с отходами для максимального и эффективного извлечения вторичных ресурсов при работе населением приоритет отдается раздельному сбору отходов на этапе их образования в домашних хозяйствах, в противном случае из смешанных отходов можно извлечь, согласно статистике, до 10% полезной составляющей, что является экономически невыгодным.

Торговые организации активно вовлечены в процесс сбора вторичных ресурсов путем организации пунктов сбора (например, путем установки специальных автоматов для приема бутылок, алюминиевых банок), а также сбора других видов отходов (батареек); автомобильные аккумуляторы, шины принимаются на станциях техобслуживания или заправках, старые лекарства или медицинские приборы - в аптеках.

В городах и деревнях муниципальными органами созданы специальные центры сбора отходов, куда граждане могут доставлять образовавшиеся отходы (от картона, бумаги, пластика до банок из-под краски, батареек, строительных материалов и т.д.) Размещение данных видов отходов в общие контейнеры запрещено и карается.

Отходы, которые не поддаются раздельному сбору (например, упаковка Тетра-Пак, смешанные отходы от общественных мест и др.) отдельным потоком направляются из домохозяйств или муниципалитетов на мусоросжигательные отходы для извлечения энергии.

В итоге процент окончательно захораниваемых отходов снижен до 5 - 10%. Захоронение осуществляется на специально оборудованных полигонах, на которых одновременно организованы пункты раздельного сбора отходов от населения и организаций и которые перенаправляют потоки отходов на дальнейшую переработку в другие организации.

Таким образом, организация сбора и управления потоками отходов является во всех странах ЕС национальной целью, направленной на максимальное извлечение вторичных ресурсов. Она управляется через национальные и местные планы по работе с отходами и целевые показатели по отдельным видам отходов (вторичных ресурсов), осуществляется через определенные организационные механизмы, в том числе финансовые, поддерживается информационно-образовательными мероприятиями, а также контролируется со стороны экологической и финансовой инспекции.

Последовательная адаптация опыта стран Европейского Союза, в том числе передового опыта Швеции, позволит существенно улучшить организацию извлечения вторичных материальных ресурсов в Республике Беларусь, что будет учтено при подготовке новой редакции Программы сбора, заготовки и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь.

 

 

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ