Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Статьи » Обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов в составе электронных отходов
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт

При изготовлении всех видов ЭЭО используются цветные и черные металлы.

В соответствии с п. 3 ст.2 Закона «Об обращении с отходами» отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются указанным законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством. 

Законом «Об обращении с отходами» не дается определение виду отходов «лом и отходы черных и цветных металлов». Определение этому понятию дано в Инструкции о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ, Министерства промышленности РБ от 15.06.2006 № 98/12/10 (далее - Инструкция № 98/12/10).

Под ломом и отходами черных и цветных металлов понимаются «пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов, отходы производства изделий из черных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства». При этом к черным металлам относятся чугун, сталь, ферросплавы и изделия из них, а к цветным металлам относятся алюминий, вольфрам, кадмий, кобальт, магний, медь, молибден, никель, олово, ртуть, свинец, титан, цинк, их сплавы и изделия из них (п. 4 Инструкции № 98/12/10).

В данном определении имеется определенная проблема: неясно как понимать «оборудование, узлы и агрегаты, изделия из черных и цветных металлов». То есть полностью из металлов или допускается определенное содержание в отходах «неметаллической части». И если допускается, то сколько? Особенно это важно для изделий бытового назначения, где в качестве основного материала корпуса, как правило, используется пластмасса, а отдельные узлы, детали могут быть металлическими или металлосодержащими.

При таких положениях законодательства существует проблема, - каким законодательством регулируется оборот отходов, которые содержат драгоценные, черные или цветные металлы. Например, для отнесения производителями отходов своих фактических отходов к виду «лом и отходы черных и цветных металлов» необходимо руководствоваться системой стандартов РБ в этой области. Именно стандартами устанавливается система классификации лома и отходов черных и цветных металлов. Используя классификаторы можно определить, относятся ли фактически образовавшиеся отходы, содержащие черные и цветные металлы, к виду отходов «лом и отходы черных и цветных металлов».

При использовании классификаторов нужно помнить, что определение понятия «лом и отходы черных и цветных металлов» первично, а классификация таких отходов - вторична, то есть должна соответствовать определению этому понятию. Если невозможно классифицировать фактические отходы, содержащие черные и цветные металлы в системе классификации вида отходов «лом и отходы черных и цветных металлов», то это может означать, что:

1)   отходы не относятся к виду отходов «лом и отходы черных и цветных металлов», то есть не регулируются специальным законодательством, хотя эти отходы содержат в себе черные и цветные металлы;

2)   классификация несовершенна.

Важность правильного отнесения фактических отходов из черных и цветных металлов к виду отходов «лом и отходы черных и цветных металлов» в том, что в законодательстве установлены специальные требования к обороту лома и отходов черных и цветных металлов, которые достаточно «жесткие». Обязанность выполнять эти требования возникает «автоматически», если образовавшиеся отходы отнесены к виду отходов «лом и отходы черных и цветных металлов».

Система классификации и обозначения вторичных черных металлов (металлом) устанавливаются СТБ 2026-2010 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия». Этим документом также устанавливаются требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки и др.

Для классификации лома и отходов цветных металлов применяется ГОСТ 1639 - 78 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия».

Не вдаваясь в детали классификации, отметим, что в указанных стандартах присутствуют позиции с общим названием «лом бытовой, принимаемый от населения». При этом не раскрываются виды изделий, которые будут включаться в эту категорию отходов, когда они утратят свои потребительские свойства.

В некоторой части понятие «лом бытовой» раскрывает Положение о порядке закупки лома и отходов черных и цветных металлов у населения (граждан), утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2006 № 1331 (далее - Положение № 1331). В приложении 1 к этому положению указан перечень предметов из черных и цветных металлов, закупку которых разрешено производить у населения (граждан) в качестве металлолома. В этот перечень включены, в частности «часовые механизмы, радио- и электротовары, электробытовая техника, ее части и детали к ней». Руководствуясь данным перечнем, граждане вправе сдать имеющиеся у них отходы в виде указанных изделий в любой ближайший к местам их проживания приемный пункт.

Специальное законодательство об обращении с ломом и отходами черных и цветных металлов основывается на Указе Президента РБ от 05.05.1995 № 179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» (далее - Указ № 179). Нужно помнить, что для производителей лома и отходов черных и цветных металлов и других субъектов, осуществляющих обращение с ними, Указ № 179 устанавливает только специальные обязанности, а общие обязанности установлены в ст. 17 Закона «Об обращении с отходами».

Ключевые положения Указа № 179, которые касаются сбора отходов от населения, следующие:

  • лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов (далее - ГО «Белвтормет») или отгрузке по их нарядам;
  • закупка лома и отходов черных и цветных металлов у населения осуществляется также заготовительными организациями потребительской кооперации (далее - Белкоопсоюз), а также организациями, входящими в состав государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы» (далее - ГО «Белресурсы»), в соответствии со специальными разрешениями (лицензиями) на этот вид деятельности.

Из рассмотренных норм вытекает следующее:

1)        ГО «Белвтормет» - координатор всех работ по сбору, заготовке, переработке лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся от всех источников;

2)        приемные пункты только трех организаций могут осуществлять закупку у населения лома и отходов черных и цветных металлов (за исключением отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом, где правила несколько другие).

Особо отметим, что согласно Указу № 179 закупка лома и отходов черных и цветных металлов у населения подлежит лицензированию. При этом о сборе лома и отходов черных и цветных металлов от населения без уплаты денежных средств населению («безвозмездный» сбор отходов) ничего не указано.

Согласно Декрету № 17 деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов может осуществлять только в соответствии со специальным разрешением (лицензией). Лицензии выдаются Министерством промышленности РБ (далее - Минпром). Соответствующее Положение о лицензировании деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, утверждено постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1379 (далее - постановление № 1379). В соответствии с указанным документом лицензируемая деятельность составляют следующие работы и услуги:

  • заготовка (закупка) лома и отходов черных и цветных металлов;
  • закупка отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом.

Таким образом, «безвозмездный» сбор лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшийся у населения, не лицензируется. Но собранные при сборе отходы согласно требованиям Указа № 179 подлежат обязательной сдаче в систему ГО "Белвтормет".

Отметим, что согласно рекомендуемому перечню исключенных коммунальных отходов, поступающих от населения, указанного в приложении к Инструкции № 26, лом черных и цветных металлов классифицируется по порядку сбора к виду «исключенные коммунальные отходы». То есть это отходы, которые не могут собираться в контейнеры, предусмотренные для сбора отходов, образующихся у населения. Получается, что посредством организации специальных площадок вблизи домостроений можно обеспечить раздельный сбор «бытового лома» с целью передачи его на переработку.

Так как лом и отходы черных и цветных металлов, в том числе в виде «бытового лома», должны собираться раздельно и направляться на переработку (требования Указа № 179 и ст. 24 Закона «Об обращении с отходами»), юридические лица, обслуживающие жилые дома, обязаны создать условия по раздельному сбору от населения таких отходов. А население обязано обеспечить доставку их в указанные места (ст. 17 закона).

Специальные правила сбора брошенного лома металлов установлены в п. 2 ст. 227 Гражданского кодекса РБ. Установлено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенные лом металлов, имеет право обратить их в свою собственность, совершив действия, свидетельствующие об обращении их в собственность (например, это будет сдача отходов в заготовительный пункт). Правила, установленные в гражданском кодексе, не исключают применение правил, установленных в п. 5 ст. 3 Закона «Об обращении с отходами».

Существуют также следующие требования по сбору отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом. Лицензии на их закупку могут получить индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие:

  • розничную торговлю новыми свинцовыми аккумуляторными батареями с электролитом;
  • ремонт или обслуживание автомобильных транспортных средств.

То есть, круг субъектов, которые могут работать с данными отходами, в сравнении с другими отходами черных и цветных металлов, расширен. Предполагалось, что расширение сети неспециализированных заготовительных пунктов позволит облегчить населению сдачу таких отходов с соблюдением природоохранных требований.

Однако согласно Указу № 179 эти субъекты имеют право, а не обязанность принимать отработанные свинцовые аккумуляторные батареи с электролитом от населения. В практической действительности многие субъекты не реализовали такое право, так как экономической (и другой) выгоды в сборе отходов практически нет, кроме того требуется получать специальную лицензию в Минпроме и выполнять требования к приемке, хранению, учету и другие  установленные требования применительно к лому и отходам черных и цветных металлов.

В США, европейских странах для таких субъектов (магазины, СТО и др.) законами установлена обязанность принимать от населения отработанные свинцовые аккумуляторные батареи с электролитом. Причем, в отдельных штатах США законодательно установлено, что продажа аккумуляторной батареи осуществляется при условии сдачи отработавшей батареи. Именно такое требование вынуждает население (производителей отходов) доставлять отработанные свинцовые аккумуляторные батареи с электролитом в установленные места.

Указом № 179 установлено, что ежегодно в республике определяются объемы заказа на поставку (заготовку, сдачу) лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам, Минскому горисполкому и субъектам хозяйствования. Система госзаказа вынуждает всех субъектов хозяйствования своевременного сдавать лом и отходы черных и цветных металлов в систему ГО «Белвтормет» или другим предприятиям по его нарядам.

При организации обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов субъекты хозяйствования руководствуются различными нормативными правовыми актами в области обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, основными из которых являются:

  • Инструкция по бухгалтерскому учету лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденная постановлением Министерства промышленности РБ от 03.05.2010 №5;
  • Инструкция о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденная постановлением Министерства экономики РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ, Министерства промышленности РБ от 15.06.2006 №98/12/10;
  • Инструкция о порядке выдачи нарядов на отгрузку и использование лома и отходов черных и цветных металлов, утвержденная постановлением Министерства промышленности РБ от 11.01.2007 №2.

Суммарно требования указанных документов сводятся к тому, что субъекты хозяйствования обеспечивают:

  • контроль образования (своевременное правильное списание изделий, нормирование использования металлоизделий и др.) лома и отходов черных и цветных металлов;
  • учет («отходный» и бухгалтерский) и инвентаризацию лома и отходов черных и цветных металлов;
  • хранение отходов в соответствии с установленными требованиями;
  • своевременную отгрузку отходов на переработку с оформлением специальных документов на прием-передачу и перевозку отходов.

Собственники лома и отходов черных и цветных металлов обязаны также выполнять положения законодательства об обращении с отходами. Например, установить порядок обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов в локальной инструкции по обращению с отходами производства.

Рассмотренные требования специального законодательства об обращении с ломом и отходами черных и цветных металлов позволяют в полном объеме обеспечить переработку лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся у субъектов хозяйствования.

В то же время при существующей системе сбор от населения лома и отходов черных и цветных металлов может производиться:

  • приемными заготовительными пунктами посредством закупки отходов;
  • специальными площадками вблизи домостроений.

В обоих способах все зависит от граждан, которые решают сами участвовать или не участвовать в указанных системах сбора, хотя исходя из положений законодательства, они обязаны это делать.

 


Это утверждение справедливо для всех отходов, определяемых согласно закону «Об обращении с отходами».

Понятие «брошенные вещи» раскрыто в ст. 227 ГК.

Гражданский кодекс использует понятие «лом металлов», а не понятие «лом и отходы черных и цветных металлов».

В частности, заказ на поставку (заготовку, сдачу) в 2010 году лома и отходов черных и цветных металлов для государственных (республиканских) нужд установлен постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2010 № 102.

 

АГнедов, эколог

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ