Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Статьи » Комментарий к постановлению Минприроды от 28.02.2005 № 11
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
Источник: http://busel.org
    КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 
 И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 28.02.2005 № 11 
        «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ 
     ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 
   И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЛИМИТОВ ВЫБРОСОВ 
   ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, СБРОСОВ СТОЧНЫХ ВОД 
                 И РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»
 
     В соответствии с Законом РБ «Об охране окружающей среды» лимиты
на     природопользование     представляют    собой    установленные
природопользователям   на   определенный   период   времени   объемы
предельного  использования  (изъятия,  добычи)  природных  ресурсов,
выбросов  и  сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных
видов вредного воздействия на окружающую среду.
     Отсутствие    у   природопользователей   или   превышение   ими
установленных   лимитов   на  природопользование  в  соответствии  с
действующим   законодательством   влечет   применение  экономических
санкций посредством взимания экологического налога в кратном размере
действующих  ставок  налога. При этом суммы экологического налога за
использование   (изъятие,   добычу)   природных   ресурсов,  выбросы
загрязняющих  веществ  в  атмосферный воздух, сбросы сточных вод или
загрязняющих   веществ   в   окружающую  среду,  размещение  отходов
производства  сверх  установленных  лимитов  или  без  установленных
лимитов  уплачиваются  за  счет  средств,  остающихся в распоряжении
плательщиков  налога,  в  то время как в случае природопользования в
пределах   установленных   лимитов   указанные  суммы  организациями
включаются  в  себестоимость  продукции,  товаров (работ, услуг) и в
затраты  по  производству  и  реализации  продукции, товаров (работ,
услуг),   учитываемые   при   налогообложении,   а   индивидуальными
предпринимателями  -  в  расходы при исчислении подоходного налога с
физических лиц с доходов от предпринимательской деятельности.
 
     Д-т  20, 26, 44 и др. - К-т 68 - начислен экологический налог в
пределах установленных лимитов;
     Д-т  99  - К-т 68 - начислен экологический налог при превышении
установленного лимита или при отсутствии лимита (проводки составлены
редакцией журнала).
 
     За  выбросы  загрязняющих  веществ в атмосферный воздух, сбросы
сточных  вод  или  загрязняющих  веществ  в  окружающую  среду сверх
установленных  лимитов  либо  без  установленных  лимитов,  если  их
установление  предусматривается законодательством, налог взимается в
15-кратном   размере  установленной  ставки  налога;  за  превышение
установленных  лимитов  (объемов)  использования  (изъятия,  добычи)
природных  ресурсов  либо  использование (изъятие, добычу) природных
ресурсов  без  установленных  лимитов  налог  взимается в 10-кратном
размере установленной ставки налога.
     Советом  Министров  РБ  1 февраля 2005 г. принято постановление
№  119  «О  лимитах  используемых  (изымаемых, добываемых) природных
ресурсов,  допустимых  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферный
воздух,  сбросов  сточных  вод  и  размещения  отходов производства»
(далее   -   постановление   №   119),  которым  установлены  лимиты
используемых  (изымаемых,  добываемых)  нефти, калийной и поваренной
соли,  а  также  лимиты  допустимых  выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный  воздух и сбросов сточных вод по областям и г.Минску для
природопользователей,   отчитывающихся   по  формам  государственной
статистической отчетности 2-ос (воздух) и 2-ос (вода).
     В прилагаемом к постановлению № 119 порядке утверждения лимитов
размещения  отходов  производства установлено, что лимиты размещения
отходов производства разрабатываются собственниками отходов, а также
иными   лицами,   ими   уполномоченными.   При   этом  разработанные
собственниками отходов лимиты размещения отходов производства должны
быть  согласованы  с  территориальными  органами  Минприроды  для их
последующего      утверждения     местными     исполнительными     и
распорядительными органами.
     В  отношении  установления  лимитов  на использование (изъятие,
добычу)   природных   ресурсов,   выбросы   загрязняющих  веществ  в
атмосферный воздух и сбросы сточных вод постановлением № 119 местным
исполнительным  и распорядительным органам рекомендовано разработать
и  утвердить годовые  лимиты  используемых  (изымаемых,  добываемых)
природных  ресурсов  (за  исключением  нефти,  калийной и поваренной
соли,  лимиты которых указаны в приложении к постановлению № 119) по
каждому   плательщику,   а   также   установить  по  согласованию  с
территориальными   органами  Минприроды  годовые  лимиты  допустимых
выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных
вод.
     При  этом  облисполкомы,  как  правило, устанавливают лимиты по
каждому  району  и городу для плательщиков, отчитывающихся по формам
государственной  статистической  отчетности  2-ос  (воздух)  и  2-ос
(вода),  в  пределах  лимитов,  установленных  Советом Министров РБ.
Минский  горисполком устанавливает лимиты для плательщиков г.Минска,
отчитывающихся  по  формам государственной статистической отчетности
2-ос  (воздух)  и  2-ос  (вода),  в  пределах лимитов, установленных
Советом  Министров  РБ, а также для остальных плательщиков г.Минска,
а  районные  и  городские исполнительные и распорядительные органы -
для   плательщиков  районов  и  городов,  отчитывающихся  по  формам
государственной  статистической  отчетности  2-ос  (воздух)  и  2-ос
(вода),  в  пределах  лимитов, установленных облисполкомами, а также
для остальных плательщиков районов и городов.
     Установлению    лимитов    предшествует   согласование   их   с
территориальными  органами Минприроды. В связи с этим постановлением
№  119  Минприроды  было  поручено  разработать  и утвердить порядок
согласования  территориальными  органами Минприроды лимитов выбросов
загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух, сбросов сточных вод и
размещения  отходов  производства.  Во  исполнение данного поручения
Минприроды   28   февраля   2005   г.  было  принято  комментируемое
постановление,  которым утверждена Инструкция о порядке согласования
территориальными  органами  Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей  среды  Республики Беларусь лимитов выбросов загрязняющих
веществ  в  атмосферный  воздух,  сбросов  сточных  вод и размещения
отходов производства (далее - Инструкция).
     Следует  отметить,  что  до  принятия  указанного постановления
единственным     нормативным     правовым     актом,    регулирующим
методологические  аспекты  установления  лимитов, являлись Временные
методические  указания  по  установлению  лимитов  выбросов, сбросов
загрязняющих   веществ  в  окружающую  среду  и  размещения  отходов
производства  и  потребления, утвержденные приказом Минприроды РБ от
24.12.1998  №  393.  По  своему  содержанию  названные  методические
указания ориентированы на территориальные органы Минприроды, а также
на  исполнительные и распорядительные органы. Вместе с тем указанный
документ  не содержит положений, определяющих процедуру согласования
лимитов с природопользователями.
     Инструкция констатирует, что указанные лимиты согласовываются с
областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны
окружающей  среды,  районными  и  городскими  инспекциями  природных
ресурсов  и  охраны  окружающей  среды только природопользователями,
осуществляющими  внесение платежей за выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный   воздух,   сбросы  сточных  вод  и  размещение  отходов
производства.  Таким  образом,  необходимость  согласования  лимитов
возникает   только  в  отношении  плательщиков  указанных  платежей,
входящих   в  состав  налога  за  использование  природных  ресурсов
(экологического  налога).  В  случае  когда  природопользователи  не
являются    плательщиками   указанных   платежей,   согласование   с
территориальными  органами Минприроды и установление лимитов для них
не требуется.
     В  соответствии  с  действующим  законодательством не требуется
установление и, следовательно, согласование лимитов для:
     -    организаций,    финансируемых    из   бюджета   (бюджетных
организаций);
     -  природопользователей,  осуществляющих  выбросы  загрязняющих
веществ  в  атмосферный  воздух  от  неорганизованных источников при
нанесении  покрытий  во  время  проведения  строительных и ремонтных
работ  с  использованием  лакокрасочных  материалов внутри и снаружи
жилых   домов,   зданий,  сооружений,  оборудования  и  транспортных
средств,   для   которых   указанные   работы   не   являются  видом
предпринимательской деятельности;
     -  природопользователей,  осуществляющих  выбросы  загрязняющих
веществ    в   атмосферный   воздух   от   передвижных   источников,
газопроводов,  буровых установок с двигателями внутреннего сгорания,
источников    загрязнения    атмосферного    воздуха,   которым   не
устанавливаются  предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в
атмосферный воздух;
     -   природопользователей,   осуществляющих   хранение   отходов
производства  на объектах обезвреживания и (или) использования таких
отходов,  предназначенных  к обезвреживанию и (или) использованию, в
количестве,   соответствующем   технологическому   регламенту   этих
объектов;
     -   природопользователей,   осуществляющих   хранение   отходов
производства,  используемых  и  (или)  обезвреживаемых  по  месту их
образования,    в   количестве,   соответствующем   технологическому
регламенту  процесса  использования  и  (или) обезвреживания отходов
производства;
     -   природопользователей,   осуществляющих   хранение   отходов
производства,    предназначенных    к    использованию    и    (или)
обезвреживанию,  с  целью  накопления  их  объема,  необходимого для
перевозки одной транспортной единицей к местам использования и (или)
обезвреживания;
     -   природопользователей,   осуществляющих   хранение  отходов,
являющихся  средствами  ухода за растениями и ядохимикатами, которые
утратили свои потребительские свойства или непригодны к применению;
     -   природопользователей,  осуществляющих  размещение  товаров,
помещенных  под  таможенный  режим  уничтожения  и  утративших  свои
потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате
уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
     -   крестьянских   хозяйств  в  течение  3  лет  с  момента  их
регистрации (ст.16 Закона РБ от 18.02.1991 № 611-XII «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»);
     -  производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на
уплату  единого  налога  в  соответствии с Декретом Президента РБ от
13.07.1999  №  27  «О  введении  единого  налога  для производителей
сельскохозяйственной продукции»;
     - индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога
с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
     Необходимо отметить, что освобождение от процедуры согласования
и  установления   лимитов   не   освобождает   указанную   категорию
природопользователей   от  необходимости  получения  соответствующих
разрешений   на   природопользование,   выдаваемых  территориальными
органами Минприроды.
     Согласование лимитов осуществляется посредством представления в
территориальный    орган    Минприроды    по   месту   осуществления
природопользователями  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферный
воздух,  сбросов  сточных  вод  и  размещения  отходов  производства
заявления    о   согласовании   лимитов   на   соответствующий   вид
природопользования  (выбросы,  сбросы,  размещение отходов) и других
прилагаемых  к  нему документов. При этом указанное заявление должно
содержать только информацию об объемах выбросов загрязняющих веществ
в  атмосферный  воздух,  сбросов  сточных  вод  и размещения отходов
производства,  планируемых к установлению на период действия лимитов
(как  правило,  один  год).  Указание в заявлении иной информации не
рекомендуется.
     Заявление   о   согласовании  лимитов  с  прилагаемыми  к  нему
документами   должно   представляться   в   территориальные   органы
Минприроды  не  позднее  31  декабря  года, предшествующего году, на
который  устанавливаются  лимиты.  При  этом  как  заявление,  так и
прилагаемые  к  нему  документы  должны  приниматься по описи, копия
которой  возвращается  заявителю  с  отметкой  о  дате принятия их к
рассмотрению.
     Повторное    согласование    лимитов    может    осуществляться
территориальным  органом  Минприроды после устранения мотивированных
причин отказа до 1 февраля года, на который устанавливаются лимиты.
     Наиболее  распространенным  вопросом в отношении установленного
порядка  согласования лимитов является вопрос о порядке согласования
лимитов,  устанавливаемых в течение года, т.е. после 1 февраля года,
на  который  устанавливаются  лимиты. Указанные случаи имеют место у
новых     и     реконструируемых     предприятий,    а    также    у
природопользователей,  у  которых  в  течение  лимитируемого периода
планируется   изменение  мощностей  производства.  В  данном  случае
заявителями  представляются  документы,  указанные  в  Инструкции, а
также  сохраняется общий порядок согласования лимитов. Отличительной
особенностью   в   процедуре  согласования  лимитов  являются  сроки
рассмотрения   документов,   которые   принимаются  равными  срокам,
установленным правилами делопроизводства.
 
08.04.2005 г.
 
Алексей Ковальчук, консультант отдела экологической политики,
организации и экономики природопользования Министерства природных
ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 
 
Журнал «Главный Бухгалтер. ГБ» № 15, 2005 г.
 
От редакции: Закон  Республики  Беларусь  от 18.02.1991 № 611-XII «О
крестьянском  (фермерском) хозяйстве» на основании Закона Республики
Беларусь от 19.07.2005 № 44-З изложен в новой редакции.
     В Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 «Об охране окружающей
среды» на основании Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 162-З
внесены изменения и дополнения.
     С 1 января 2007 г. в постановление Совета  Министров Республики
Беларусь от  01.02.2005  № 119 «О  лимитах  используемых (изымаемых,
добываемых) природных  ресурсов,  допустимых  выбросов  загрязняющих
веществ  в  атмосферный  воздух, сбросов  сточных  вод и  размещения
отходов производства» на  основании  постановления  Совета Министров
Республики Беларусь от 13.01.2007 № 39 внесены изменения.
     С 1 января 2008 г. в постановление Совета Министров  Республики
Беларусь от 01.02.2005 № 119  «О  лимитах  используемых  (изымаемых,
добываемых)  природных  ресурсов, допустимых  выбросов  загрязняющих
веществ  в  атмосферный  воздух, сбросов  сточных  вод и  размещения
отходов производства»  на основании  постановления  Совета Министров
Республики  Беларусь  от  29.12.2007  №  1891  внесены  изменения  и
дополнения.
     С  23  июля  2008 г.  в  постановление  Совета  Министров РБ от
01.02.2005 № 119 «О  лимитах  используемых  (изымаемых,  добываемых)
природных  ресурсов,  допустимых  выбросов  загрязняющих  веществ  в
атмосферный  воздух,  сбросов  сточных  вод  и  размещения   отходов
производства»  на  основании  постановления  Совета  Министров РБ от
17.07.2008 № 1041 внесены изменения.
     С 1 января  2009 г.  в  постановление  Совета  Министров  РБ от
01.02.2005  № 119  «О  лимитах используемых (изымаемых,  добываемых)
природных  ресурсов,  допустимых  выбросов  загрязняющих  веществ  в
атмосферный воздух, сбросов  сточных  вод,  хранения  и  захоронения
отходов производства» на основании постановления Совета Министров РБ
от 17.12.2008 № 1962 внесены изменения и дополнения.
Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ