Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Статьи » Внедрение системы управления окружающей средой (СУОС) на малых и средних предприятиях
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт

Малые и средние предприятия (МСП) играют ключевую роль в экономических системах большинства стран во всем мире, являясь важным фактором экономического роста и предоставляя рабочие места большому количеству людей. Вместе с тем коллективное воздействие производственных процессов, продукции и услуг МСП на окружающую среду весьма велико. Внедрение СУОС на таком предприятии неизменно сопряжено с рядом барьеров, которые связаны со спецификой ведения деятельности МСП. Эти барьеры включают:

  • нехватку осведомленности и/или уверенность, что данное предприятие серьезно влияет на окружающую среду
  • нехватку ресурсов (включая финансовые ресурсы, нехватку персонала и времени)
  • отсутствие стимулирующих факторов
  • неверно выбранные инструменты и методики, нехватку знаний
  • отсутствие поддержки при внедрении СУОС, которая должна соответствовать требованиям ISO 14001 (СТБ ИСО 14001) и Схеме Экологического Менеджмента и Аудита Европейского Союза (Eco-Management and Audit Scheme, EMAS).

 

Внедрение СУОС на МСП можно разбить на следующие шаги.

 

Шаг первый - Определение обязательств.

 

Определение и соблюдение обязательств политики управления предприятия,  даже если предприятие мало, важны для внедрения любой системы управления. Обязательства необходимы для того, чтобы внедренная СУОС имела статус наравне с другими решениями руководства организации и обеспечивалась необходимыми ресурсами.

Даже в случае малой организации каждый работник должен понимать свою роль в СУОС - отсюда понятие «обязательств». Обязательствами должны быть наделены не только руководители: распределение обязанностей поможет максимизировать отдачу от СУОС, вовлекая работников на всех стадиях внедрения в процесс понимания и поиска новых возможностей улучшения СУОС.

Стандартный подход в данном случае - создание группы по внедрению СУОС. Такая группа состоит из ключевых работников предприятия, и без вовлеченности в процесс работников всех уровней их успешная деятельность невозможна.

Принятие и соблюдение обязательств является фундаментальным элементом во внедрении успешно функционирующей СУОС. Тем не менее, вынос новых инициатив на рассмотрение руководства предприятия может оказаться непростой задачей, даже если руководство вы сами. Облегчить эту задачу поможет понимание и демонстрация возможных выгод, которую может получить организация в результате внедрения СУОС.  Эти выгоды могут включать в себя:

  • снижение затрат - при помощи снижения потребления ресурсов и образования отходов возможно получение ощутимой экономии. СУОС помогает выявить потенциальную экономию, планировать действия, установить контроль и мониторинг, проводить работу по достижению поставленных целей
  • управление рисками - снижение финансовых, законодательных и связанных с репутацией обязательств. По мере возрастания значимости природоохранного законодательства вкупе с постоянно растущими штрафными санкциями за его нарушение дальнейшее игнорирование ответственности перед законодательством является просто невыгодным. Вместе с прямыми (собственно штрафные санкции) и косвенными (затраченное время, пеня, манипуляционные оплаты) затратами необходимо рассматривать также, в какой мере такая деятельность может навредить репутации организации (упущенные деловые возможности). Эффективная СУОС поможет организации выявить текущие и грядущие изменения в законодательстве и других требований, а также осуществлять контроль рисков организации. К тому же СУОС, основанная на стандарте ISO 14001 (СТБ ИСО 14001) или EMAS, может в том числе снизить строгость проверок со стороны природоохранных контролирующих органов.
  • Рыночные возможности - экологическая осведомленность потребителей постоянно растет, поэтому при прочих равных необходимо использовать такие возможности для продвижения продукции/услуг предприятия, как экологические характеристики. СУОС предоставляет платформу для определения требований потребителя и создания экологически спроектированной продукции или услуг.
  • Заинтересованные стороны - внешние и внутренние. Работники предприятия и местное население, акционеры и активисты общественных организаций - все эти слои населения могут проявлять интерес к деятельности организации и непосредственно влиять на успешность деятельности. У каждого из этих слоев будет свое видение того, что важно при управлении окружающей средой. В связи с этим разумное удовлетворение требований заинтересованных сторон будет необходимой частью поддержания хороших отношений с общественностью. СУОС предоставляет платформу для измерения и мониторинга экологических показателей, а также распространения полученных результатов. При этом СУОС, сертифицированная сторонней организацией, будет являться неоспоримым доказательством приверженности предприятия экологическим принципам деятельности.

 

Имеется большое количество стимулирующих факторов, некоторые из которых относятся к деловым возможностям, другие - к потенциальным «подводным камням». Ключевой задачей в этом случае является идентификация тех факторов, которые относятся к организации и получат внимание и поддержку со стороны высшего руководства.

 

Шаг второй - Оценка возможностей

 

Принятие решения, с чего следует начать, может превратить весь процесс внедрения СУОС в трудоемкую процедуру. В связи с этим целесообразно проведение всесторонней, подробной оценки существующей практики руководства и уровня экологических показателей. Как правило, при проведении оценки предприятие осознает, что многое из списка уже внедрено, хотя внедрение проводилось без мысли о СУОС, - но нередко организация открывает для себя, что многое еще предстоит сделать.

Существует несколько методов проведения оценки возможностей, но в качестве опорных пунктов можно использовать следующее:

  • Определение фокуса оценки - включая физические границы территории предприятия и описание процессов, которые попадают в сферу функционирования СУОС.
  • Определение физических границ предполагаемой СУОС - необходимо принимать во внимание такие элементы, как план канализационной системы предприятия (включая как подземные сети, так и наземные), места хранения химических веществ и ГСМ, места сбора и хранения отходов, выбросы от котельных установок или технологических процессов, стоянки автотранспорта, преобладающее направление ветра, прилегающие постройки, места частых загрязнений или проливов, потенциально загрязненные земли и т.д. Это лишь примерный список того, что может быть включено в анализ.
  • Если производственные процессы предприятия сложно нанести на карту, следует провести анализ, опираясь на систему схем материальных потоков. Необходимо определить направление материальных потоков, а затем нанести на диаграмму относящиеся к ним данные о входящих и исходящих количествах ресурсов.
  • ISO 14001 (СТБ ИСО 14001) и EMAS требуют от предприятия идентификации не только тех процессов, которые оно может непосредственно контролировать, но и те, на которые предприятие может влиять. Такие процессы могут идентифицироваться не сразу, поэтому в данном случае необходим индивидуальный подход, включая использование методик «мозгового штурма», создания карт процессов и входящих/исходящих таблиц.
  • Используя вышеупомянутые таблицы, необходимо определить все возможные изменения, которая организация вызывает в окружающей среде (влияние), и процессы, которые их вызывают (аспекты). Применение методики «мозгового штурма» показало хорошие результаты в решении этого вопроса.
  • Если имеются какие-либо требования природоохранного законодательства к организации, целесообразно внести их в «черновой реестр НПА и ТНПА». Такие требования могут включать в себя разрешения, формы отчетности и проч. Подробное описание и анализ степени соответствия требованиям может быть рассмотрен позднее в проекте внедрения СУОС организации.
  • Наконец, в оценку возможностей стоит включить обзор существующей практики руководства. Например, организация может уже иметь готовую систему идентификации и записи обучения, использовать методики идентификации рисков внутри системы менеджмента качества (СМК) или системы охраны труда (OHAS). Если эти методики подтвердили свою эффективность, целесообразно их внедрение в создаваемую СУОС.

 

Прилагаемая анкета представляет список вопросов, которые помогут идентифицировать экологические аспекты организации.

 

Шаг третий - Разработка экологической политики

 

Экологическая политика является движущей силой СУОС, а по завершении ее разработки она становится открытой и доступной общественности декларацией намерений и обязательств организации улучшать экологическую деятельность и показатели.

На этом этапе внедрения СУОС проект экологической политики помогает в определении дальнейшего направления развитии СУОС, и нет необходимости показывать его кому-либо вне организации. Следующие пункты возможно использовать как опорные при создании черновика экологической политики.

Прежде чем начать работу, необходимо определить, имеет ли организация уже готовую политику в других областях менеджмента (например, менеджмент качества или OHSAS). Если да,  изучить историю их внедрения в организации и уточнить, являются ли данные обязательства действительными для организации.  Необходимо помнить, что зачастую политика разрабатывается как ответная реакция на какой-либо специфический запрос или задачу, поэтому может требоваться её пересмотр или обновление.

Типичная экологическая политика не должна занимать более одного листа А4 шрифтом 12 pt. Она должна включать в себя список широких экологических обязательств и стремлений организации. Оптимальным методом для их определения является «мозговой штурм». Следует помнить, что готовая политика должна быть обязательно утверждена высшим руководством.

Хорошая экологическая политика включает в себя краткое описание основной деятельности, продукции и услуг предприятия, которые затрагивает СУОС. Это даст читателю общее понимание размеров и специфики предприятия, и как следствие - цели СУОС.

ISO 14001 (СТБ ИСО 14001) и EMAS требуют включения особых обязательств в текст политики. Эти особые обязательства включают в себя:

-         выполнение соответствующих законодательных и других требований,

-         постоянное улучшение,

-         предотвращение загрязнения.

Для того чтобы ознакомиться в деталях с данными требованиями, необходимо обратиться к тексту стандарта ISO 14001 (СТБ ИСО 14001), п.4.2. На ранних этапах необходимо осознать, что значат эти обязательства для конкретной организации, поскольку именно они будут находиться в фокусе внедряемой СУОС и их соблюдение должно будет подтверждаться действиями (т.е. не следует брать обязательств, которые организация не может или не стремится выполнять).

Текст политики должен быть написан в достаточно общих чертах, чтобы избежать его частых изменений и пересмотров.

 

Шаг четвертый - Разработка экологических показателей

 

Измерение какого-либо аспекта не является альтернативой управлению им, но без наличия некой надежной формы обратной связи при помощи средств измерения процесс решения поставленных экологических задач может приобрести размытые неопределенные очертания и растянуться во времени на неопределенные сроки.

Как и в случае других аспектов ведения деятельности, информация о показателях и индикаторах дает понимание текущей ситуации, поэтому необходимо удостовериться, что усилия по внедрению СУОС вносят вклад в общее дело организации и могут пригодиться во внутренних или внешних отчетах о экологической деятельности предприятия.  Политика организации уже обязывает её к постоянному улучшению своей экологической деятельности, поэтому показатели экологической деятельности (ПЭД - Environmental Performance Indicators, EPI), хотя они и не являются строгим требованием стандарта ISO 14001 (СТБ ИСО 14001), могут помочь в поддержании четкого контакта между деловой активностью организации и СУОС.  Необходимо:

  • Определить ключевые экологические элементы для организации, которые приносят прибыль и за которые необходимо платить (например, отходы, потребление энергии, воды, других видов сырья)
  • Определить иные ключевые для организации факторы или иные заинтересованные стороны (например, потенциальные санкции, объекты критики общественности, объекты, негативно влияющие на имидж организации)
  • Разработать уровней показателей, которые могут быть достигнуты (или уже имеются) и которые четко отображают состояние в интересующей области (например, количество потребленной воды, тонны отходов, кВт/ч использованной энергии, тонны выброшенного СО2). Необходимо затем связать полученные данные с уровнями деловой активности (объем произведенной продукции, пройденные км, отработанные часы), чтобы получить относительные данные для сравнения в будущем.
  • Разработать простые индикаторы, которые не введут никого в заблуждение при оценке или передаче полученной информации.
  • Определить действия (включая проведение обучения и установку оборудования для мониторинга), которые необходимы для сбора данных. Продумать, какое количество каких данных необходимо, где будет проводиться сбор данных, как, когда и кем.
  • Определить, как будут использоваться полученные данные от индикаторов (например, для проведения анализа состояния организации, для доведения информации до работников предприятия, для включения этой информации в деловые отчеты предприятия, для использования в качестве обучающего материала, для использования в качестве основы сценариев типовых случаев и т.д.). Это решение может впоследствии иметь влияние на форму дальнейшего сбора или представления данных.

 

Шаг пятый - Улучшение экологических показателей

 

Ключевым аспектом в управлении окружающей средой предприятия является применение принципа «постоянного улучшения» экологических показателей предприятия.  Это является не только свидетельством того, что организация постоянно меняется и растет, но и требованием со стороны потребителей и динамически меняющегося рынка, на котором организация ведет работу.

При детальном рассмотрении принцип «постоянного улучшения» уже вписан в большое количество природоохранных документов - уровни, приемлемые в этом году, могут оказаться недействительными в следующем. Внедрение принципа «постоянного улучшения» экологических показателей обеспечит постоянный приток выгод для организации и поддержит мотивацию каждого работать лучше.

В качестве последовательных шагов в этом направлении возможно следующее:

  • Детальный анализ данных, полученных в результате оценки возможностей - необходимо выделить потенциальные прибыли от экономии и других улучшений и рассмотреть возможности их достижения, причем связанно между собой, а не как серия отдельных инициатив.
  • «Мозговой штурм» с участием каждого, кто имеет опыт постоянного улучшения (например, представители отдела качества, производственные работники)
  • Использование имеющихся проанализированных случаев для поиска новых возможностей для экономии ресурсов и внесения предложений и инициатив, с ними связанных.
  • Опрос других работников - возможен непосредственный разговор или интервью при помощи опросного листа.
  • После сбора всех необходимых данных необходима их систематизация и выделение тех пунктов, где требуется наименьшее усилие для достижения наиболее быстрых результатов с самого начала, а где возможно слияние нескольких элементов для их совместного достижения.
  • Разработка индикаторов, которые помогут вести мониторинг эффективности внедрения предложений
  • При достижении успешных результатов необходимо распространение этой информации среди работников предприятия. Это поможет предприятию в вовлечении всех работников предприятия в процесс управления окружающей средой и повышении их осведомленности.

 

Крайне важно инициировать процесс экологического улучшения с самого начала внедрения СУОС, реализовав несколько быстро выполнимых проектов по улучшению. Это поможет показать всем лицам, задействованным во внедрении СУОС, что влияние предприятия на окружающую среду, во-первых, может быть уменьшено, а во-вторых, при правильном подходе это может сохранить деньги предприятия. Успех на ранних стадиях чрезвычайно важен для поддержки намерений руководства реализовать проект внедрения СУОС и укрепить уверенность команды по внедрению системы.

 

Для многих организаций внедрение полномасштабной СУОС с её последующей сертификацией может быть слишком дорогим и ненужным мероприятием.  Но для любой организации независимо от ее размеров и специфики деятельности, которая стремится развиваться, улучшая свои экологические показатели, СУОС - незаменимый инструмент.

 

( с оригиналом статьи на английском языке можно ознакомиться здесь: www.iema.net)

 

© www.iso14000.by, 2009

 

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ