Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Новости
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
30.03.2012 Чем опасен автохлам?

Чем опасен автохлам?

По последним данным Организации Объединенных Наций, в Беларуси на тысячу человек (с учетом младенцев) приходится 109 автомобилей. И их число из года в год увеличивается. Самый очевидный вред от нарастающего использования автотранспорта — выхлопные газы. Однако это еще не все: отходы, которые образуются при ремонте автомобиля, причиняют нам и природе не меньший вред.

Если автовладелец устранит неполадку на станции технического обслуживания (СТО), то судьба автомобильных отходов целиком и полностью на совести мастерской. СТО как юридическое лицо в установленном порядке должна отходы собирать, хранить и передавать на утилизацию специальным организациям.

— Многие, решив сэкономить, самостоятельно меняют запчасти в гаражах, на дачах, в лесу. Вот только далеко не все задумываются над тем, чем это может быть чревато, — отмечает сотрудник Центра экологических решений Анатолий Калач. — Машинные фильтры, смазочные вещества, отработанное моторное масло, шины — все это небезопасные отходы, загрязняющие окружающую среду, что в свою очередь ведет к ухудшению нашего здоровья.

Предлагаем разобрать автомобиль “по косточкам”, чтобы понять, как сделать авторемонт экологически дружественным и заблаговременно обезопасить себя.

Деньги за “зарядку”

Примерно один раз в три-четыре года требует замены аккумулятор, содержащий тяжелые металлы. Опасным веществом в этой части автомобиля является также электролит.

Аккумулятор можно сдать на переработку, получив при этом небольшое вознаграждение — около 9 тысяч рублей за каждый килограмм свинца. Выручка составит 60—100 тысяч рублей. По всей Беларуси аккумуляторы принимают заготовительные организации ОАО “Белцветмет”, точные адреса пунктов приема в вашем регионе можно узнать по телефону (8-017) 503-37-83.

— Только никогда не сливайте электролит! Кроме экологической проблемы есть здесь и технологическая, — поясняет главный специалист сектора разрешительной деятельности управления обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Юрча. — Действующая в поселке Гатово под Минском линия по переработке аккумуляторов предполагает постоянное наличие в системе электролита. Если вы предварительно слили кислоту, переработчикам придется ее дополнительно докупать.

Масло масляное

Примерно один раз в полгода автомобилисты меняют моторное масло. По самым скромным подсчетам, в год в Беларуси образуется около 24 тысяч тонн таких отходов. Вместе с тем всего один литр этого вещества может затянуть грязной маслянистой пленкой целый гектар водной поверхности!

Моторное масло является нефтепродуктом, да и за время работы насыщается тяжелыми металлами от мотора. Все эти отравляющие вещества, попадая в окружающую среду, а следом и в наш организм, имеют способность накапливаться. Именно поэтому тяжелые заболевания — вплоть до онкологии — проявляются, как правило, только со временем.

Если вы решили поменять масло самостоятельно, не делайте это в лесу или на берегу водоема. Соберите отработанные отходы и вылейте в специальные баки, которыми практически повсеместно оборудованы гаражные кооперативы. “Чужое” масло готовы забрать некоторые СТО. В Минске от населения этот вид отходов бесплатно готово принять ОДО “Экология города”.

Переработка превращает отработанное моторное масло в новый продукт, который часто используется как альтернатива мазуту, добавляется к новому маслу. Делают также из него эмульсию, применяемую для изготовления бетонных плит. Иногда используют как топливо для отопительного котла. Однако никогда не сжигайте этот вид отходов в домашних печах!

Тянем резину

Критики заслуживает “экономная” привычка превращать старые шины в клумбы или использовать их другим подобным способом. Шины выделяют загрязняющие вещества в воздух, а атмосферные осадки вымывают токсины из резины прямо в грунт. Места складирования этих отходов, как правило, служат идеальным местом размножения грызунов и кровососущих насекомых, которые являются источником инфекционных заболеваний.

На отходы шин в Беларуси распространяется принцип расширенной ответственности производителя, по которому производители и импортеры “обувки” для колес обязаны собирать 30 процентов реализованных шин. Тем не менее и шиномонтажи, и магазины открещиваются от этих отходов. Самый простой вариант для нас — попробовать отвезти ненужные шины на ближайшую СТО.

Переработчики перетирают старые шины в резиновую крошку, которая используется при строительстве железнодорожных переездов и асфальтировании дорог, для покрытия спортивных сооружений. Три белорусских цементных завода сжигают шины для получения энергии.

Везем в металлолом!

Говорите, ваша машина уже никогда ездить не будет? Избавиться от нее можно несколькими способами. Самое главное — сначала снимите подлежащий утилизации автомобиль с учета в ГАИ.

Если вы хотите выручить за своего железного коня хоть какие-то деньги, сдайте машину как металлолом. Правда, придется немного потрудиться — в утиль принимают автомобили без колес, стекла и обшивки. Да и доставлять в пункт заготовки авто придется самостоятельно. В среднем за старую машину можно получить около 2 миллионов рублей.

Сдать автомобиль в металлолом поможет и ЖЭС — заберет машину и доставит в пункт приема вторресурсов. Владельцу это ничего не будет стоить, правда, и денег за металлолом он не получит.

Еще один бесхлопотный вариант — обратиться в специализированную организацию, которая принимает автомобили. Как пояснил заместитель директора мусоросортировочной станции “Западная” Александр Логутенок, после того как ненужный автомобиль заберут, его разделят на компоненты — металл, пластик, резину и т. д., которые и передадут на перерабатывающие предприятия. Однако такая услуга обойдется автовладельцу примерно в полмиллиона рублей.

По материалам tut.by

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ