Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Новости
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
22.03.2013 Полная «разрядка»

Старые аккумуляторные батареи относятся к далеко не безопасным отходам, но и из них можно извлечь ценное сырье

Еще лет десять назад на опушке каждого мало-мальски посещаемого людьми придорожного лесного массива можно было увидеть выброшенную за ненадобностью аккумуляторную батарею (АКБ). Рядом зияли плеши в траве, выжженные вытекшим электролитом, а сам аккумулятор становился источником угрозы, причем не только для окружающей среды. Его могли найти дети и разобрать. Ситуация изменилась после того, как в 2009 году на крупнейшем предприятии по заготовке цветных металлов УП “Белцветмет” была введена в эксплуатацию линия по механической разделке отработанных свинцовых аккумуляторных батарей с электролитом.

Токсичная начинка

АКБ содержат большое количество свинца — токсичного металла, который, попадая в организм, накапливается в костях и вызывает их разрушение. Кроме того, в аккумуляторных батареях находится так называемый электролит — чаще всего это раствор серной кислоты, который тоже довольно опасен.

“Путь очищения” для старой аккумуляторной батареи начинается на приемной площадке УП “Бел-цветмет” в поселке Гатово. После ее взвешивания бывший владелец получает от 80 до 100 тысяч рублей.

Вместе с начальником цеха по механической разделке лома отработанных аккумуляторных батарей Геннадием Вареником мы следуем за фронтальным погрузчиком, который увозит принятые батареи на склад. В просторном ангаре стоит кислый запах электролита. Он постепенно выделяется из сложенных в штабеля АКБ.

И аккумулятор превращается в...

Один за другим аккумуляторы поступают на конвейер, где проходят под рамкой металлодетектора и падают в бункер дробилки. Секунда — и “кирпич” батареи превращается в мелкозернистый “фарш” из пластика, свинца и свинцовой пасты, круто “замешенный” на растворе серной кислоты. Далее все эти фракции будут проходить через систему вибрирующих сит и “ванн”, где за счет разницы в плотности разделятся и упадут в разные контейнеры.

— Процесс разбора батарей у нас полностью автоматизирован, — поясняет Геннадий Вареник. — Свинец и содержащая этот металл паста уйдут на переработку, пластик тоже не залежится. А вот с ядовитым электролитом сложнее.

Однако и с кислотой на предприятии справляются успешно. Путем цикла очистки, перегонки, добавления реактивов электролит превращается в обыкновенную воду, которая поступает обратно в технологическую цепочку по разделке АКБ.

— Для соблюдения технологии нам необходим электролит. Если его в процессе не хватает, приходится доливать раствор, — говорит начальник цеха. — Поэтому очень важно, чтобы нам привозили аккумуляторы в собранном виде, вместе с этой жидкостью. Да и меньше вреда окружающей среде будет причиняться.

Проектные мощности линии, установленной на УП “Белцветмет”, рассчитаны на переработку всего объема лома отработанных батарей, образующихся в Беларуси, — до 12 тысяч тонн. Но пока эта линия работает не в полную силу. Так что у автомобилистов есть возможность не только обеспечить УП “Белцветмет” ценным сырьем и получить выгоду для себя, но и оградить природу от пагубного воздействия бесхозных аккумуляторов.

По материалам http://ng.by

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ