Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Новости
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
30.10.2013 Сбор и переработка отходов по-белорусски. Почему народ больше не сдает бутылки и макулатуру, а предприятия стонут от Комитета госконтроля

Второй год в Беларуси действует указ президента №313 о некоторых вопросах обращения с отходами потребления, но эксперты не видят реальных перемен: собираемость отходов потребления так и осталась в пределах 10%, раздельный сбор мусора остается экзотикой, сдать макулатуру или стеклотару (законная подработка советских подростков!) почти невозможно, производители тары жалуются на проверки и неизбежные санкции от КГК, а предприятия-переработчики вторсырья вынуждены импортировать то, что в Беларуси просто закапывается на полигонах. Бизнес инициирует изменения, в которые сам уже верит слабо.

Сырье – на свалку

"90% пакетов, бутылок и другой упаковки по-прежнему оказывается на свалке и не применяется для повторного использования, а такое расточительство уже мало где встретишь, - рассказал журналистам сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. - К примеру, в ЕС уже широко применяется многооборотное использование различной упаковки, а то, что не многооборотное, до 90% подлежит использованию в качестве вторичных материальных ресурсов. По расчетам наших специалистов, только изменив ситуацию со сбором и переработкой отходов потребления, даже в первый год мы можем заработать несколько сотен миллионов долларов с перспективой до миллиарда долларов в год в масштабах страны".

По мнению Маргелова, нынешний порядок не способствует увеличению доли переработки до приемлемых 30-40%. А раз нет внятных экономических стимулов, мы имеем море одноразовой упаковки и невозможность сдать то, что пригодно для вторпереработки. Заплатит за все это потребитель, против чего фактически никто не возражает.

"Несмотря на наши многочисленные требования и обращения, в стране отсутствует концепция обращения с отходами. Тот закон об обращении с отходами, который имеется, регламентирует, что делать с теми отходами, которые уже образовались. Но такого закона, как в Германии или других развитых странах, закона об экономическом рециклинге, который бы расставлял приоритеты уже на стадии изготовления товара, у нас нет", - отметил председатель республиканской ассоциации рециклинга и инноваций Михаил Счастный.

Сейчас в Беларуси либо само предприятие организовывает сбор своей упаковки, либо платит единому госоператору, который аккумулирует средства производителей и импортеров упаковки, а деньги делит между теми, кто эту упаковку потом собирает. "Ответственность за выполнение какого-либо норматива сбора не прописана – это самая главная проблема. В результате за последний год есть лишь небольшое увеличение собираемости отходов потребления. За год оператором собрано около 60 млрд рублей, которые были отданы сборщикам и переработчикам, и 60 млрд были поделены между облисполкомами на строительство новых перерабатывающих заводов. Но не создав экономическую основу для сбора и сортировки отходов, строительство новых заводов сталкивается с тем, что они не могут быть загружены: сырья много, но собирать его невыгодно, - аргументировал Маргелов. - В результате сырье отправляется на свалку, а заводы строятся впустую".

В качестве примера он привел завод в Бресте, который не только построен по устаревшей технологии, но и загружен, по официальным данным, на 7-8%.

Директор ИП "РеПлас-М" (могилевский завод с австрийскими инвестициями, который перерабатывает все виды пластиковых бутылок) Денис Католиков посетовал, что для переработчиков каждый новый год начинается с законодательных сюрпризов. "Подустали мы как переработчики от постоянных изменений. В конечном счете, ничего, кроме хлопот, они в нашу жизнь не добавили. Объем сбора отходов в Беларуси уже в течение шести лет почти на одном уровне. Указ 313 так же несовершенен, как предыдущие версии нормативных документов на эту тему. Совершенствовать этот механизм нужно, но я опасаюсь, что это совершенствование опять обернется отменой всего, что уже создано, а потом долго и в муках будет рождаться что-то, что может оказаться снова не тем совершенством, ради которого все затевалось", - отметил он.

При этом, рассказал директор, предприятию пока так и не удалось решить проблемы с сырьем, которое частично приходится импортировать из России, тогда как огромное количество собственных отходов просто закапывается. "Мне как гражданину Беларуси это прискорбно, но как бизнесмен я другого выхода не вижу: все, что можем купить в Беларуси, мы покупаем, но часть все равно приходится импортировать. При этом часть объемов, которые переработчики могли бы перерабатывать внутри страны, экспортируется, и часто только ради выполнения каких-то планов по экспорту, причем по ценам ниже, чем на внутреннем рынке", - констатировал Католиков.

Республиканская конфедерация предпринимательства и Ассоциация рециклинга и инноваций инициировали создание эффективной системы сбора и переработки отходов, что следует ввести ответственность оператора за собранные объемы средств, ликвидировать монополию оператора на сбор средств. Пока этот оператор (22 человека, средняя зарплата 9,5 млн рублей) фактически является финансовым посредником с минимумом обязанностей, уверены в бизнес-союзе.

Разобраться как следует и наказать кого попало

Эксперты констатируют, что белорусское законодательство в сфере обращения с отходами представляет собой хаотический набор нормативных документов, который никак не увязан с технологическими процессами реальной жизни. Все это создает возможности для того, чтобы "используя нечеткость и неясность законодательства, а порой и просто игнорируя и извращая нормы, привлечь к ответственности субъектов хозяйствования", отметил Счастный.

Заместитель гендиректора ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" Андрей Рощупкин рассказал о тех, кто от проверок уже пострадал и еще пострадает.

"В законодательстве, к примеру, абсолютно не понятно, что такое "переработка". Есть практика, когда захоронение осуществлялось на специализированных полигонах, а Госконтроль не признал это переработкой", - отметил Рощупкин. При этом КГК не заинтересовало то, что вся страна получала жировки, в которых была прописана плата за "обезвреживание отходов", а у нас, напомнил замдиректора, даже полигонов таких нет.

"Никакого обезвреживания не было вообще – услуга не предоставлялась", - подчеркнул он. Так что при желании, иронично отметили эксперты, КГК могло бы банкротить всю сферу ЖКХ. Сейчас, отметил Рощупкин, у коммунальщиков появился термин "переработка", а в нем – такое же лукавство, как в обезвреживании, ведь под "переработкой" понимается захоронение, то есть как раз то, за что предприятия были наказаны. "Такие двойные стандарты", - разводит руками бизнесмен.

Он также обратил внимание на то, что в Беларуси нет технологий, позволяющих делать из вторсырья продукцию с высокой добавленной стоимостью. "Фактически наши предприятия могут [вторсырье] только помыть, раздробить и сделать так называемую флексу (вторсырье для изготовления химического волокна. - Прим. ред.) – а это очень невысокая добавленная стоимость", - добавил Андрей Рощупкин.

Председатель правления ООО "ЭкоРисайклинг" Иван Михальчук отметил, что в ЕС законодательную базу нарабатывали 40 лет, а у нас государство не хочет вникнуть, на каких экономических принципах функционирует отрасль, занимающаяся отходами.

"Платить, к примеру, должен не производитель упаковки, а производитель товара в красивой упаковке, ведь именно производитель и диктует моду на рынке упаковки, требуя от производителя нужной для себя тары. Тогда будет совсем другой круг субъектов и плательщиков и совсем другие источники финансирования. А мы выбрали в качестве плательщика 25 производителей тары, потому что с них легко собирать деньги. В итоге принцип ответственности производителя товара у нас не работает", - отметил Михальчук.

Постепенно расширяя тему, эксперты отметили и проблемы с формированием экологического поведения субъектов хозяйствования и населения, с созданием условий для раздельного сбора мусора. В Беларуси пока механизм не налажен, при том, что в Европе линии по сортировке уже закрываются – так сознательно само население подходит к раздельному сбору, что персонал на сортировке просто не нужен.

"Нет работы с населением, нет диалога. А деньги на это можно и нужно найти - тогда увидим результат", - констатировал Михальчук.

При этом эксперты отметили, что как минимум стекло и пластик должны вторично вовлекаться в оборот, что работало еще в Советском Союзе. "Министерство торговли Советского Союза неоднократно издавало приказ об обязательной организации приема тары организациями, осуществляющими реализацию товаров в многооборотной стеклотаре", - напомнил Михаил Счастный. Сейчас и с этим проблемы: в Минске в 1995 году было 283 приемных пункта стеклотары, сейчас их 56 – это невыгодно. Делать облегченную одноразовую бутылку тоже не спешат – и это невыгодно. А сделать это выгодным может только государство.

По материалам tut.by (Ольга Лойко).

 

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ