Орган по экологической сертификации
филиала БНТУ
"Научно-исследовательская часть"
Центр экологических услуг
Поиск по сайту
Новости
Размер шрифта: Увеличить шрифт Размер шрифта по умолчанию Уменьшить шрифт
28.10.2015 Государственная политика в области обращения с отходами отработанных масел: экология и экономика

По статистике, ежегодно в Беларуси потребляется около 100 тыс. т смазочных автомобильных и индустриальных масел, в результате использования которых образуется 80-85 тыс. т отходов. Основная их часть сжигается в качестве топлива или выбрасывается, что наносит вред окружающей среде и здоровью людей. Между тем новейшие технологии позволяют получать из отработанных масел восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также другие нефтепродукты, что решает экологическую проблему и при этом дает существенный экономический эффект.

За последнее время в республике принят комплекс мер для решения проблемы: создается необходимая законодательная база; в рамках инвестиционного договора между Минприроды, кипрской компанией MDD BEL LTD и ИООО "ДВЧ-Менеджмент" создана централизованная республиканская система по сбору и использованию отработанных масел. Одним из последних решений стало принятое в июле текущего года ужесточение экологических требований к котельным установкам, сжигающим отработанные масла для получения тепловой энергии.

Какова в настоящее время ситуация в области обращения с отходами отработанных масел в Беларуси? В чем состоит основная проблема? Что в ближайшее время планируется сделать для повышения эффективности переработки отработанных масел?

В рамках информационного освещения данной проблемы РУП «Белорусское телеграфное агентство» (БЕЛТА) 20 октября 2015 года проведён круглый стола на тему: Государственная политика в области обращения с отходами отработанных масел: экология и экономика.

- В современном индустриальном мире проблема утилизации и переработки отходов является одной из наиболее актуальных. В нашей стране наряду с проблемой твердых коммунальных отходов остается нерешенным вопрос по отработанным автомобильным и индустриальным маслам. Для начала давайте обозначим суть проблемы: что это за отходы, в чем их опасность для экологии и здоровья человека?

А.Шахэмиров: Последние десятилетия в Беларуси одним из основных направлений деятельности как Минприроды, так и других заинтересованных органов является создание и совершенствование системы обращения с отходами. Цели и задачи вовлечения отходов в хозяйственный оборот определены в законе "Об обращении с отходами" и Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года, в которой установлен приоритет использования отходов над их обезвреживанием и захоронением.

Переработка, или, правильнее сказать, использование отходов, отнесенных к вторичным материальным ресурсам (ВМР), в стране налажена. Уровень использования традиционных видов ВМР, относящихся к отходам производства, в среднем по республике достиг 89% от объема их образования.

В рамках нашей встречи необходимо рассмотреть немаловажный вопрос обращения с нефтесодержащими отходами, которых, по данным государственного кадастра отходов, в республике образуется более 100 тыс.т в год. Из них отработанные масла - 25,6 тыс.т. Необходимо отметить, что данные цифры относятся к отходам, образующимся в результате осуществления экономической деятельности, то есть отходам производства. Определенный объем отработанных масел - отходов потребления - образуется также у населения.

В соответствии с классификацией отходов, принятой в Республике Беларусь, отработанные масла отнесены к умеренно опасным. Попадая в окружающую природную среду, они лишь частично трансформируются в результате природных процессов. Основная же их часть является источником загрязнения почвы, водоемов и атмосферы. Накапливаясь, они приводят к нарушению воспроизводства птиц, рыб и млекопитающих, оказывают вредное воздействие на человека.

Уровень использования отработанных масел, являющихся отходами производства, в Беларуси составляет свыше 96%. Около 34% отработанных масел, используемых на предприятиях, где они образуются, сжигается для получения энергии, 20% идет на получение продуктов, применяемых на предприятии, и 46% - на получение регенерированных масел и других нефтепродуктов.

Как видим, треть отработанных масел идет на сжигание, в результате которого образуются устойчивые химические соединения, крайне опасные для здоровья человека, которые выбрасываются в атмосферу. С другой стороны, мы утрачиваем ценные отходы и нерационально используем такой природный ресурс, как нефть и продукты нефтепереработки. Отработанные масла – это ценный продукт нефтепереработки, и современные технологии позволяют их регенерировать, очистить и вовлечь в дальнейший хозяйственный оборот, что является наиболее рациональным способом их использования.

В целом в Беларуси применяется порядка 20 различных технологий по использованию, переработке и обезвреживанию отходов нефтепродуктов и отработанных масел.

Что касается отходов потребления, которые находятся в частном пользовании, то пока в стране не налажена система их учета. Между тем речь идет о достаточно больших объемах, которые далеко не всегда качественно собираются и передаются в заготовительную сеть.

Ю.Соловьев: Научными исследованиями установлено, что 1 л отработанного моторного масла, вылитого в почву, делает непригодными от 100 т до 1 тыс. т грунтовых вод. По оценкам экологов, в настоящее время более 40% поверхности воды в мире покрыто пленкой отработанных автомобильных и авиационных масел. Только на выполнение мероприятий по реабилитации объектов окружающей среды, загрязненных отработанными нефтепродуктами, в мире ежегодно тратится более $100 млрд.

По имеющимся у нас данным, объем потребления автомобильных и индустриальных масел в Беларуси составляет около 100 тыс. т. Согласно международной статистике, отходами становится 80-85% новых масел. То есть мы оцениваем объем образующихся в Беларуси отходов несколько выше, чем Минприроды, - 80-85 тыс. т.

Относительно отходов производства можем констатировать, что в стране действительно налажена система их сбора и переработки. Наибольшее беспокойство у нас вызывает неучтенный объем отходов, который, на наш взгляд, гораздо больше, чем мы можем статистически выявить с помощью государства. На сегодняшний день большинство средних и малых предприятий, связанных с обслуживанием автотранспорта, не соблюдают требования законодательства, касающиеся сбора и переработки отработанных масел. И мы на собственном опыте убеждаемся, что зачастую отработанное масло идет на неконтролируемое сжигание.

Предприятия закупают бытовые печки, в летний период накапливают масла, а в зимний - отапливают ими помещения. Между тем выбросы от этих печек представляют большую опасность для здоровья людей и окружающей среды, что доказано множеством международных исследований. Мировой опыт показывает, что государства тратят десятки миллионов долларов на лечение людей после воздействия неконтролируемого сжигания отработанных масел.

Мы видим и еще одну проблему. Это так называемая серая торговля маслами. Как уже было отмечено, масла, в отличие от других отходов, являются достаточно высоколиквидным продуктом, особенно при высоких ценах на нефть. Зачастую серые дельцы скупают эти масла, подмешивают их без всяких технических регламентов в топливо, которое потом продают, и таким образом зарабатывают деньги. О качестве конечного продукта, который потом идет для нужд отопления, говорить не приходится. Возможно, это даже хуже, чем если бы люди просто сжигали отработанное масло.

- Какой объем отработанных масел в Беларуси собирать реально?

Н.Кичаева: Здесь надо учитывать утвержденные нормативы образования отработанных масел. Например, по моторному маслу - 20-40%, гидравлическому – 60-80%, трансформаторному – 40-80%. Поэтому общие 80%, считаю, очень высокая цифра, которой мало кто в мире достигает.

А.Шахэмиров: Приказом Минприроды утверждены технологические нормативы образования отходов отработанных масел. Но нормативы и факты – это разные вещи. И если по отходам промышленности мы можем определить более-менее точно, то по отходам потребления - нет. Кроме того, не каждое масло в течение года станет отходом. Дело в том, что отработанные масла образуются в результате цикличности. Если мы говорим об использовании в автотранспорте, то это количество километров, если о технологических процессах, то это количество часов или технологических циклов.

Да, на сегодняшний день у Минприроды есть определенные утвержденные нормативы, но сказать на 100%, что в Беларуси образуется столько-то отработанных масел, с учетом физических лиц, мы не можем. Конечно, мы к этому придем, но не завтра и не послезавтра. Это должна быть целенаправленная работа.

Д.Чериковер: Вместе с тем до конца года станут отходами часть тех масел, которые были завезены или произведены годом раньше. Цикличность замены масел достаточно стабильна.

Утвержденные ранее нормативы сейчас актуальными назвать нельзя, так как они исторически выросли из Советского союза. При старых двигателях и старом производстве было выше потребление масел, причем часть масел выгорала. Сегодня новые двигатели и новая индустрия, которые потребляют меньше масел. И в развитых странах, где уже произошло насыщение современным производством, количество потребляемого масла снижается, а количество отходов остается на стабильном уровне: в Западной Европе это 75-80%. Что касается развивающихся государств, то здесь объем потребляемых масел постоянно растет, но не потому, что у них немодернизированные производства, а потому, что эти производства растут.

Взять автомобили: в старых моделях автовладельцы доливали масло, с современной техникой такое не пройдет – нужно ехать на СТО, сливать отработавшее масло и заливать новое. То же самое происходит в индустрии: в старой масло доливается, в новой – нет. Таким образом, с ростом технологического перевооружения, а оно происходит и в Беларуси, количество масел будет снижаться, количество отходов - расти.

- Сколько сейчас перерабатывается отработанных масел?

А.Шахэмиров: Отходов производства – 80-90%, отходов потребления – около 10%.

Соловьев: С точки зрения образования отходов на производствах, поддерживаю министерство в том, что в целом система сбора создана и отработана. В области отходов потребления, даже если брать самую минимальную статистику в 30 тыс. т, то из них за 2013 год общий объем переработки составил не более 5 тыс.т. Пусть даже 20% перерабатывается – все равно это не тот уровень, которого мы хотели бы достичь. Хотя бы нужно достичь уровня, как в странах ЕС, где перерабатывается минимум половина.

Д. Чериковер: На мой взгляд, проблема заключается в том, что не все отходы отработанных масел учитываются. Основная масса неучтенных отходов образуется у предприятий. И задача состоит в том, чтобы вовлечь эти отходы в переработку. Это позволит минимизировать их воздействие на окружающую среду и принесет стране существенный экономический эффект в виде экономии ресурсов, выпуска импортозамещающей продукции, налоговых поступлений, которых на сегодня государство недополучает.

- Какие шаги предпринимаются в стране для того, чтобы увеличить переработку?

 А.Шахэмиров: Необходимо отметить, что государством проводится определенная работа в области регулирования вопросов сбора и экологически безопасного использования отработанных масел. В стране создана законодательная база, регулирующая вопросы обращения с отходами, в частности, с отработанными маслами.

В целях рационального использования природных ресурсов, снижения воздействия нефтесодержащих отходов на компоненты окружающей среды, создания эколого-экономического обращения с отработанными маслами в Беларуси в соответствии с инвестиционным договором между Минприроды и ИООО"ДВЧ-Менеджмент" реализуется проект по созданию системы сбора, хранения и переработки отработанных автомобильных и индустриальных масел. В рамках данного проекта в июне текущего года в Крупском районе Минской области введен в эксплуатацию современный высокотехнологичный комплекс по переработке отработанных масел.

На комплексе налажено производство из отработанных масел целой линейки важной импортозамещающей продукции. Его мощности позволят выпускать из отработанных масел около 32 т высоколиквидной продукции в год, не менее 50% которой планируется поставлять на экспорт. Предполагается, что прямой налоговый эффект от реализации данной продукции (НДС и налог на прибыль) при средней условной цене тонны в размере $500 составит более $4 млн в год.

В настоящее время на ИООО "ДВЧ – Менеджмент" внедрена технология восстановления отработанных индустриальных масел до уровня их первоначальных потребительских свойств, что подразумевает их повторное использование. Ожидается, что применение данной технологии только на ОАО "Белшина" позволит данному предприятию экономить более $240 тыс. в год.

Д.Чериковер: На сегодняшний день в мире известны три серьезные технологии, которые могут реально переработать отработанные масла и извлечь из них экономическую прибыль. Запущенный в июне текущего года высокотехнологичный комплекс по сбору и переработке отходов отработанных масел - уникальный для стран СНГ. Объем прямых иностранных инвестиций в реализацию проекта составил более $15 млн.

Мы говорим об уникальных технологиях, благодаря которым в Беларуси действительно есть возможность рационально использовать отработанные масла, получать из них полезные продукты, которые могут быть импортозамещающими и приносить валюту в страну. Отдельно хотелось бы подчеркнуть экологическую значимость проекта - производство практически безотходное.

В настоящее время ИООО "ДВЧ-Менеджмент" создана централизованная республиканская система по сбору отработанных масел. Уже заключено более 2 тыс. договоров с юридическими лицами на сбор отработанных масел. Подписан договор с "Белкоопсоюзом" о сотрудничестве по сбору отработанных масел у населения. При необходимости на каждый объект образования отработанных масел (например, СТО или производство) на подготовленную площадку устанавливается специализированная емкость объемом от 1 т до 2 т, оборудованная специальным уровнемером и переходниками. Она монтируется на поддон, чтобы избежать проливов на землю. Нами уже установлены сотни емкостей для сбора "отработки". Вся система сбора отработанных масел создана в строгом соответствии с национальными и международными техническими нормами оборота опасных отходов.

Система переработки представляет собой сложное высокотехнологичное производство с замкнутым циклом. Завод выпускает линейку маслосодержащих продуктов, 70% из которых являются импортозамещающими или экспортными. Причем стоимость их значительно ниже стоимости аналогичных материалов, существующих на рынке, при практически одинаковом их качестве.

Сейчас, на первом этапе, завод в состоянии переработать лишь треть от потенциального образования масел в республике. Еще раз повторю: как производство будет развиваться дальше, будет зависеть от того, насколько эффективно удастся наладить сеть по сбору отработанных масел, насколько граждане и руководители предприятий будут информированными и сознательными в вопросах необходимости сдавать отработанные масла на переработку. Для этого нужна широкая информационная, разъяснительная работа.

Пока, к сожалению, мы видим недостаточное понимание и отсутствие информированности. Простой пример: многие имеют дачу и едут туда для того, чтобы с детьми подышать свежим воздухом. Но ставят там печку и топят ее отработанным маслом. Поверьте: если бы они остались в городе, были бы здоровее. И происходит это по незнанию.

Но в целом в Беларуси ситуация складывается правильно и удачно. Построен завод, создана сеть сбора, мы готовы принимать в десятки раз больше масла, чем принимаем. Теперь нужно двигаться дальше.

Сейчас введен первый этап строительства завода. Два последующих этапа могут быть реализованы в 2016 и 2017 годах при условии, что заработает и будет расширяться республиканская сеть сбора масел, чтобы загрузить завод.

Вообще, в мире очень мало предприятий, которые приносят пользу всем. А наш завод именно такой. Он приносит пользу простым гражданам, снижая загрязнение окружающей среды. Он полезен государству, так как не только позволяет заботиться о здоровье людей, но и получать прибыль, импортозамещающую продукцию, валютную выручку. Ну и, конечно, предприятие должно приносить прибыль тем, кто его создал, кто вложил в него деньги, знания.

О.Скиндер: Согласна с Дмитрием Валерьевичем: чтобы наладить систему, нужно изменить менталитет людей, максимально информировать граждан о проводимой работе.

Летом текущего года приемозаготовители "Белкоопсоюза" начали сбор отработанных моторных и индустриальных масел у населения. "ДВЧ-менеджмент" предоставляет нам емкости для сбора отработанных масел, которые мы устанавливаем в местах массового накопления этих отходов, – это и гаражные кооперативы, и приемные пункты, которые расположены поближе к гаражным кооперативам. Речь идет о местах, где мы имеем право устанавливать такие емкости, поскольку понятно, что никто не будет сливать это масло в бутылки и привозить в центр города. Также соответствующие резервуары установлены на наших автокомбинатах, где мы пользуемся своим автотранспортом, и отработанное масло с этого автотранспорта мы точно так же не утилизируем, не выливаем, а собираем и сдаем.

В настоящее время данную работу проводят порядка 15 заготовительных организаций. С момента начала сбора нами сдано около 3-3,5 т отработанного масла. И мы планируем максимально развивать сеть. Сейчас мы вычленяем резервные города, населенные пункты. Назвать конкретные цифры по развитию сети пока сложно, так как это одно из самых новых направлений нашей деятельности.

Еще раз повторю: не хватает информирования и, что ли, совести людей, которые привыкли выливать отработанные масла под забор, на асфальт, под дерево, но не принести и не сдать. Понятно, что сегодня наш заготовитель не зайдет в каждый гараж и не соберет у каждого масло. Гражданин должен самостоятельно слить, привезти на заготовительный пункт и получить за это деньги. Поэтому от того, насколько активно Минприроды и "ДВЧ-менеджмент" будут доносить информацию до населения, зависит и то, настолько активно мы будем заниматься сбором.

- Как изменит ситуацию недавно принятое постановление Минприроды, запрещающее регистрацию и, соответственно, эксплуатацию котельных установок, не соответствующих установленным техническим и экологическим нормам?

А.Шахэмиров: Летом текущего года вступило в силу постановление Минприроды №30 "О внесении изменений в постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22 октября 2010 года № 44". Этим документом мы ужесточили требования к регистрации топливосжигающих установок, которые используют смесевые виды топлива или отходы отработанных масел.

Если до 2015 года при регистрации подобных объектов не требовалось подтверждение соответствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установленным требованиям, то сейчас это обязательное условие, обусловленное наработанным опытом контроля. Так, при проведении контрольных мероприятий часто выявлялось превышение установленных норм в выбросах загрязняющих веществ ввиду ненадлежащей эксплуатации оборудования, несоответствия оборудования заявленным характеристикам. Теперь в случае несоответствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объект просто не зарегистрируют. Соответственно, эксплуатация объекта будет запрещена.

Эта мера позволит предотвратить нанесение вреда компонентам окружающей среды и вовлечь основную часть образующихся отходов отработанных масел в переработку.

Д.Чериковер: С моей точки зрения, это крайне важное, относительно революционное постановление. Если оно будет соблюдаться, то начнет наводиться порядок. Сжигать отработанные масла можно будет только в специализированных печах, которые действительно могут обеспечить приемлемый выброс в атмосферу. Остальным придется отказаться от сжигания масел и сдавать их на переработку.

Ю.Соловьев: Раньше процедура регистрации сжигающих установок была относительно проста. Подал документы - БелНИЦ "Экология" зарегистрировал. Сейчас при подаче документов нужно приложить заключение лаборатории, подтверждающее соответствие образующихся при сжигании выхлопов экологическим нормам. Это сложный процесс, заключение от руки не напишешь - надо обращаться в сертифицированную лабораторию, а она просто так заключение не выдаст.

- Сколько сейчас в Беларуси зарегистрировано объектов, которые сжигают смесевые виды топлива или отходы отработанных масел? Придется ли им проходить перерегистрацию в связи с нововведениями?

Н.Кичаева: Сейчас в нашем реестре зарегистрировано около 140 собственников объектов, сжигающих отходы отработанных масел, самих объектов - около 600. Пик регистрации оборудования пришелся на 2008-2009 год, когда началось ведение реестра.

Мы ведем регистрацию по заявительному принципу, учитывая документы, которые нам предоставляют. Проводить проверки мы не можем, поэтому после выхода постановления №30 во все территориальные органы Минприроды мы направили документы, на основании которых была проведена регистрация, для того чтобы они проверили объекты на предмет соблюдения нового законодательства. На основании результатов, которые планируется получить до конца ноября, будут сделаны выводы. Однако уже сейчас могу заверить: все зарегистрированные объекты пройдут тщательную проверку.

А.Шахэмиров: Что касается перерегистрации. Дело в том, что большинство сжигающих установок имеют специальное разрешение, лицензию на использование отходов в качестве топлива, которая выдается на пять лет. Далее идет повторное лицензирование, если за период эксплуатации и контрольных мероприятий не были выявлены нарушения, которые приостанавливают действие лицензии. Таким образом, при повторном лицензировании уже необходимо будет представить документы, подтверждающие соответствие установки действующим требованиям.

- Но ведь зарегистрированные около 600 объектов – это не все объекты, которые сжигают масла?

Н.Кичаева: Мы ведем кадастр отходов, государственную статистическую отчетность. Причем мы охватываем около 10 тыс. предприятий, из которых отработанные масла образуются на 3,7 тыс. Эти предприятия указывают, что передают отходы для последующего использования.

Чериковер: Зарегистрировано-то около 600 таких объектов, а на самом деле в Беларуси используется несколько тысяч.

Ю.Соловьев: Исходя из нашей практики, значительная часть субъектов хозяйствования, тех же СТО, вообще не регистрируют свои печи. И если раньше контролирующие органы выявляли такие объекты, владельцы просто подавали документы и без проблем регистрировались. Сейчас же их просто так не зарегистрируют – без заключения лаборатории. Если же они продолжат использовать сжигающую установку без регистрации, получат штраф по статье 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

А.Шахэмиров: Конечно, имеет место незаконная деятельность станций техобслуживания, которая процветает, например, в гаражах. Но Минприроды ограничено рамками действующего законодательства в отношении проверок. Если это частный гараж, просто так мы туда зайти не можем. Вполне возможно, объектов столько и существует, но сейчас мы говорим только о тех, которые зарегистрированы как субъекты хозяйствования.

С.Дубницкий: В соответствии с частью 2 статьи 15.63 КоАП для физлиц штрафные санкции предусмотрены в размере от 5 до 50 базовых величин, для юрлиц – до 1 тыс. базовых величин. То есть суммы достаточно серьезные. Плюс мы можем насчитывать вред при причинении ущерба окружающей среде – например, если субъект хозяйствования загрязнил почву. Здесь также идет речь о достаточно крупных суммах.

Контроль мы осуществляем в соответствии с действующим законодательством. Как правило, юрлица контролируются в плановом порядке. Когда проверяются субъекты хозяйствования, контролируются и вопросы обращения с отходами, в том числе с отработанными маслами.

В текущем году проверено более 1,5 тыс. субъектов, привлечено к административной ответственности около 200 лиц на общую сумму около Br300 млн. Это и вопросы, касающиеся разлива нефтепродуктов на территории, и связанные с несанкционированным сжиганием, и другие нарушения в части обращения с нефтесодержащими продуктами. Внеплановые проверки также проводятся, но они не так распространены.

- Какие меры необходимы и планируется предпринять в ближайшее время, чтобы решить проблему сбора и переработки отработанных масел в Беларуси?

А.Шахэмиров: Со стороны Минприроды будет идти ужесточение требований действующего законодательства как к сбору, так и к хранению и срокам передачи отработанных масел по аналогии с другими видами отходов, например, ломом цветных и черных металлов, где установлен ограничительный срок передачи отходов на переработку с момента образования лома.

Постепенно будет выводиться из эксплуатации оборудование, которое позволяет использовать масла не при производстве товарной продукции, а в качестве топлива.

Мы полагаем, что развитие республиканской сети сбора отработанных масел приведет к привлечению широких слоев населения к этому процессу.

Также предполагается широкая информационная работа по просвещению граждан и руководителей предприятий, потому что без осознания ими важности проблемы ни одно намерение реализовано не будет. Постепенно, думаю, мы достигнем результата. Например, 3-4 года назад проблема сбора батареек была актуальна, только развивалась система сбора, а сегодня практически в каждой торговой точке мы можем видеть специальные контейнеры.

Сейчас республиканская сеть сбора имеет 2 тыс. точек, где принимаются отработанные масла. И она будет расширяться. Возможно, стоит изучить возможность установки емкостей для сбора "отработки" на АЗС.

Но повторюсь: гражданин должен осознавать значимость сдачи отработанного масла. Нужно довести до сознания каждого человека, что тем самым он предотвращает нанесение вреда окружающей среде, помогает рационально использовать ресурсы - нефть, которая так ценна для Беларуси.

Ю.Соловьев: В Беларуси уже сейчас существует основа системы по работе с отработанными маслами. Просто ее нужно усовершенствовать и сделать комплексной. Мы считаем, что в первую очередь необходимо ужесточить контроль - благо, в этом направлении уже сделаны определенные шаги в части использования субъектами хозяйствования отходов. Нужно ввести четкую и прозрачную систему учета, чтобы не только на производственных предприятиях, но и на других предприятиях - потребителях было понятно, сколько образуется отработанных масел и с какой периодичностью они должны их сдавать. Тогда мы действительно обеспечим увеличение собранных отходов, которые сейчас непонятно куда деваются.

Также очень важно ввести в законодательство нормативы, которые бы исключали передачу отработанных масел посредникам - отходы должны поступать только тем, кто осуществляет их переработку. Если эти приоритеты будут введены, считаю, мы создадим эффективную систему сбора и переработки отработанных масел. Ничего нереализуемого нет.

Д.Чериковер: Нужно скорректировать нормативы сбора в соответствии с современными реалиями. Это могло бы дать определенный толчок движению в заданном направлении.

А.Шахэмиров: Минприроды утвердило примерные нормативы. При этом действующее законодательство позволяет ведомствам разработать и утвердить отраслевые нормативы, с учетом отраслевой специфики.

Минприроды проводит целенаправленную работу по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами. Если проанализировать текущий год, то, помимо определенных требований по регистрации субъектов, у нас запрещено отчуждение этих отходов частным лицам. Что касается передачи посредникам, то действующим законодательством определено, что опасные отходы могут передаваться посредникам исключительно в целях использования, обезвреживания либо захоронения.

Н.Кичаева: С точки зрения регистрации объектов необходимо, чтобы все те, кто используют отработанные масла, были зарегистрированы в реестре. Возможно, необходимо прописать какую-то норму в законодательстве, потому что не все регистрируются.

Добавлю, что у нас ведется и реестр, и госстатотчетность. Госстатотчетность не всегда совпадает с тем, что показано в реестре. У нас могут быть расхождения по количеству объектов, которые сжигают отходы. Это тоже является полем деятельности для контролирующих органов, которым мы будем передавать эту информацию.

Д.Чериковер: Необходима информационно-образовательная программа до того, как применять наказания. Прежде всего нам нужно людям рассказать. После этого нужно вводить серьезное ужесточение контроля не на словах, а на деле, за теми, кто и после того, как ему рассказали, наплевал на себя и окружающих.

Предложения, озвученные экологами, считаю разумными. Должны быть введены нормативы образования отходов, законодательно закреплена передача отходов прямым переработчикам. Первым серьезным шагом на этом пути является постановление №30. Думаю, что это движение в правильном направлении.

- На какой процент переработки мы можем выйти в ближайшей перспективе с учетом всех принятых мер?

А.Шахэмиров: С учетом реализации значимого для республики инвестиционного проекта по поручению правительства Минприроды совместно с Миноблисполкомом и заинтересованными разработан и утвержден план по выходу на проектную мощность введенного в эксплуатацию комплекса по переработке отработанных масел в Крупках, что позволит в 2016 году обеспечить переработку более 50% образующихся в стране отработанных масел, с учетом существовавших до строительства объекта ООО "ДВЧ-Менеджмент" мощностей.

Д.Чериковер: Как только завод будет обеспечен сырьем даже на 50% от мощностей, мы займемся второй и третьей очередями. Они спроектированы, разрешения получены, технологии и технологи есть, даже финансы приготовлены. Эти очереди включают в себя производство продуктов совершено нового качества, которые на сегодняшний день не производятся на территории Таможенного союза.

В настоящее время завод производит из отработанных масел широкий спектр инновационной импортозамещающей продукции. Для производителей удобрений - антислеживатели и пылеподавители, для машиностроения - масла закалочные, гидравлические, редукторные, для строительной отрасли - разделительные смазки. Более 50% объема всей продукции поставляется на экспорт – в Чехию, Польшу, страны Балтии, Кипр, Россию, Украину, и география постоянно расширяется. В ближайшие планы входит организация производства по переработке автошин, отходов из пластмасс и глицерина.

По материалам belta.by.

Белорусский Зеленый Портал Rating All.BY Каталог TUT.BY
Каталог Бизнес Сайтов на BEL.BIZ